Персональный  сайт  воспитателя
Роговой  Ирины  Валерьевны

Меню сайта
Новости сайта
[27.05.2018][Все новости]
Всероссийский конкурс детского рисунка "Разноцветные капли" (0)
[29.03.2018][Все новости]
Всероссийская Неделя Детской книги (0)
[07.01.2018][Все новости]
С Рождеством Христовым! (0)
[31.12.2017][Все новости]
С Новым 2018 годом! (0)
[12.11.2017][Все новости]
Синичкин день (0)
Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Неплохо
4. Плохо
Всего ответов: 40
Кнопка моего сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мастер-классы

Развитие познавательной активности детей 4-5 лет в конструктивной деятельности

НОД по конструированию в средней группе предусматривает решение следующих задач:

1) Развитие у детей действий пространственного моделирования предметов.
В младшей группе основным средством анализа в конструктивной деятельности служил конкретный образец предмета. В средней группе основным средством анализа становится графическое изображение предмета (то есть дети должны научиться читать чертежи). * ПЕРЕХОД ОТ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО К НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОМУ МЫШЛЕНИЮ.
Этой серьёзной деятельности предшествует большая подготовительная работа по графическому замещению деталей на протяжении 5-ти занятий в начале учебного года. Дети учатся изображать различные строительные детали (кубик, мелкий кирпичик, полукуб, треугольную призму, брусок, пластину, цилиндр, конус) на листе бумаге в трёх проекциях (вид спереди – прямо, вид сверху и вид сбоку). Кроме того дети 4-5 лет подводятся к умению объединять в графическом изображении 2-3 строительные детали. Это - азбука конструирования!

Программа «Развитие» предлагает нам использовать трафареты для обучения детей изображению деталей строителя в трех проекциях. При этом прорези трафаретов должны соответствовать по форме и размерам изображаемым деталям (масштаб 1:1). Опираясь на собственный опыт, могу сказать, что использование трафаретов не вызвало у детей затруднений и значительно облегчило зарисовку деталей с 3-х сторон. Они накладывали трафарет на строительную деталь, совмещая прорезь с соответствующей стороной детали, затем накладывали трафарет на бумагу и обводили прорезь карандашом. Затруднения у детей как правило были связаны с сопоставлением развертки на листе бумаги и сторонами строительной детали (другими словами, им сложно запомнить «в каком домике мы должны нарисовать переднюю сторону детали, верхнюю, боковую). Поэтому мы проговаривали свои действия: «Сейчас мы нарисуем переднюю сторону бруска в левом верхнем домике, верхнюю – в левом нижнем домике, боковую – в правом верхнем».

Помимо традиционной дидактической игры «Узнай, что нарисовано» (в ней дети определяли строительную деталь по готовой схеме-развертке), я использовала компьютерный вариант игры.

Для закрепления у детей навыков работы с двухмерным пространством авторы программы предлагают конструировать фигурки животных по расчлененной схеме. С этой же целью использую дидактическую игру «Танграм» (в усложненном варианте она предлагает создавать изображения по нерасчлененной схеме).

В дальнейшем использование графических моделей (схем) позволяет детям ориентироваться в строительном материале, из которого будет построен предмет, и в самом предмете – продукте деятельности, который будет получен в ходе практического конструирования (общая конфигурация, пространственное расположение деталей и т.д.).

Сначала схемы применяются наряду с конкретным образцом постройки. Перед сооружением постройки ее конкретный образец и графическая модель сопоставляются между собой. При этом в качестве образца дается либо реальный предмет во всем многообразии его индивидуальных признаков, либо постройка, составленная из определенных строительных элементов. Так на занятиях № 7-9 дети выбирают одну схему (пирамиды, грузовой машины, домика) из нескольких предложенных, которая соответствует образцу постройки. Затем лишние схемы убираются, образец закрывается, дети создают постройку по выбранной схеме.

На следующем этапе схемы применяются без конкретного образца постройки (строительство горки – занятие № 13, ракеты - № 14, моста для машин - № 15, трамвая - № 20, домика - № 22, фасада дома - № 23, поезда № 25, здания завода - № 26). В ходе совместного анализа схемы выделяются основные части предмета, строительные детали, необходимые для постройки.

В течение года дети нашей группы в целом овладели умением ориентироваться в пространстве готовой схемы, включать в нее дополнительные фрагменты и создавать по схемам соответствующие постройки.

Тематика построек, создаваемых на основе графических моделей, перекликается с младшей группой (горка, мост для машин, загородка с воротами, домик, трамвай). Однако, в средней группе эти постройки даются в других вариантах и выполняются детьми на основе самостоятельной работы с графическими моделями (схемами).

2) Развитие действий творческого воображения. Для этого используются разные типы творческих заданий: на разработку собственного замысла конструкции, на завершение незаконченной постройки, на дополнение и изменение заданного образца новыми элементами. Детям дается план замысла постройки: подумай, что будешь строить; для кого будет твоя постройка, какие у нее будут части, из каких строительных деталей она будет состоять, нарисуй свою постройку с любой стороны.
Так, на занятии № 12 детям предлагается вместе построить спортивную площадку для игровых персонажей, ориентируясь на условные обозначения спортивных сооружений.

При конструировании корабля дополняют постройку флагом и трубой, отмечая их местоположение на своих схемах.

3) Развитие действий символизации - создание построек, отражающих индивидуальное восприятие ребенка, его эмоциональное отношение к миру. В качестве примера приведу НОД по конструированию под влиянием музыкальных впечатлений (занятия №18 и 19). В этом случае используется различная по характеру музыка (бодрого, жизнеутверждающего характера и печальная, плавная). Она вызывает у детей различные зрительные ассоциации и предметные образы. Детям предлагается построить то, что хочется под услышанную музыку.
Во время конструирования по мотивам сказки «Три поросенка» (занятие № 24) дети учатся переносить символическое содержание сказки на постройки (домики поросят): прочный дом у серьезного и трудолюбивого Наф-Нафа и непрочные дому у легкомысленных, ленивых и беспечных его братьев.
Аналогичным образом содержание сказки «Три медведя» находит отражение в постройках детей – обстановке столовой и спальни (кровати и стулья разной величины, миски разных размеров).

4) Дальнейшее совершенствование технических умений и навыков конструирования из деревянного строителя.
Для этого я предлагала детям творческие задания на замещение одних строительных деталей другими (полукуб можно заменить двумя брусками, брусок двумя кубиками и т.д.).

5) Ознакомление детей с формами организации их самостоятельной индивидуальной работы и работы, выполняемой совместно с другими детьми. В процессе обучения дети учатся планировать работу, представляя её в целом; учатся контролировать свои действия – следовать инструкциям, правилам; самостоятельно исправлять ошибки. Всё это делает процесс конструирования организованным, продуманным.
Совместная деятельность детей (например, при конструировании спортивной площадки, моста для машин, паровоза с вагоном, завода) представляет большие возможности для воспитания навыков работы в коллективе. В этом случае деятельность детей направлена на достижение общей цели. Для этого требуется умение договариваться о предстоящей работе, распределять обязанности, в нужный момент оказать помощь товарищу.

 

Категория: Мастер-классы | Добавил: calendula (06.07.2017)
Просмотров: 274 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Добавлено на сайт
[26.05.2018][Общие вопросы воспитания]
Как определить право- или леворукость ребёнка (0)
[26.05.2018][Развиваем ребёнка]
Развиваем память у старших дошкольников (5-7 лет) (0)
[07.05.2018][Общие вопросы воспитания]
Как рассказать ребёнку о Великой Отечественной войне? (0)
[29.03.2018][Новости нашей группы]
"Изучаем правила дорожного движения с Аркадием Паровозовым" (0)
[29.03.2018][Новости нашей группы]
"В гости к дедушке Корнею" (0)
Друзья сайта
  • Сообщество uCoz
  • Психологический центр АДАЛИН

  • Персональный сайт воспитателя Роговой Ирины Валерьевны © 2018
    uCoz