Цель: развивать воображение детей через освоение действий «опредмечивания», то есть дополнения отдельных признаков предмета до целого; познакомить детей со стихотворением М. Ивенсена «Елочка»; развивать у детей связную речь.
Задачи:
1) Активизировать сенсорные представления и воображение детей через игру «Что бывает такого цвета?»
2) Развивать умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на поставленные вопросы;
3) Развивать умение внимательно слушать ответы друг друга и находить свой собственный ответ;
4) Упражнять детей в выразительном чтении стихотворения «Елочка» по ролям;
5) Развивать эмоциональную отзывчивость на средства художественной и музыкальной выразительности (стихотворение «Елочка» М. Ивенсена, потешка про зайчика, П. И. Чайковский «Танец феи Драже»);
6) Воспитывать у детей дружеские чувства и коммуникативные навыки.
Материалы и оборудование: - магнитная доска; - два больших кружка из бумаги зеленого и белого цветов; - картинки с изображениями предметов (или игрушки) белого (сахар, соль, снег, халат врача, вата, облако, молоко, мороженое, белый котенок, коза и др.) и зеленого (крокодил, лягушка, кузнечик, огурец, капуста, елка, трава, листья на деревьях, горох, арбуз и др.) цветов; - игрушечная елка; - игрушка – белый заяц; - магнитофон; - музыкальные записи: «Солнечный зайчик» (минусовка - отрывок), «Гудок паровоза», «Паровозик из Ромашково» (минусовка – отрывок), П.И. Чайковский «Танец феи Драже».
1. Организационный момент
* Цель воспитателя на данном этапе НОД: мотивировать детей на игровую деятельность («из леса» в гости к детям приходит зайчик); развивать их воображение, эмоциональную отзывчивость, познавательную активность.
Дети входят в групповую комнату, здороваются с гостями. Звучит музыкальная запись (минусовка к песенке «Солнечный зайчик»).
- Ребята, кто еще спешит к нам в гости? Да это зайчик! (воспитатель вносит игрушечного белого зайца).
- Давайте с ним поздороваемся! (предлагает детям погладить зайчика, приговаривая: «Посмотрите, у меня: уши, лапки, хвостик! Нынче очень храбрый я, раз пришел к вам в гости! Прыг, скок, прыг, скок! Вся в следах лужайка – след запутал зайка».)
- Зайчик хочет с нами поиграть! А вы хотите поиграть с зайчиком? (да) Тогда садитесь на стульчики.
2. Основная часть
- Сейчас мы узнаем, какую игру придумал зайчик. Мы будем отгадывать загадки!
* На данном этапе НОД решается задача активизации сенсорных представлений и воображения детей посредством дидактической игры «Что бывает такого цвета?»
Воспитатель показывает большой белый кружок и, уточнив его цвет, просит детей подумать, кого он им напоминает. Если дети затрудняются с ответом, воспитатель обращает их внимание на окраску зайчика.
- Что еще бывает белого цвета? (предполагаемые ответы детей: сахар, соль, снег, халат врача, вата, котенок, козленок, облако, мороженое, молоко – воспитатель размещает на магнитной доске соответствующие картинки).
* Побуждать детей к самостоятельному рассуждению, поощрять детей положительными комментариями («Умница» - для девочек, «Молодец» - для мальчиков).
Если дети затрудняются с ответами, воспитатель дает им рифмованные подсказки:
• Идет, идет, бородой трясет, травки просит: «Ме-ме-ме, дай – ка вкусной мне» (коза)
• С неба падают зимою и кружатся над землею легкие пушинки белые (снежинки).
• Знай, корове нелегко делать детям (молоко)
• Очень любят дети холодок в пакете. Холодок, холодок, дай лизнуть тебя разок! (мороженое)
• Врач шагает по палате, в белом, чистом он (халате)
• Отчего чай становится сладким? (из-за сахара)
• Помурлыкала немножко и в клубок свернулась (кошка).
• Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе (облака).
• Клейкие почки, зеленые листочки, с белой корой стоит под горой – что за дерево (береза).
• Живет он там, где холода и ловит рыбу из-под льда. Он в шубе белой щеголяет – умеет плавать и нырять (белый медведь).
Развивать умение работать в коллективе (воспитатель обращает внимание детей на то, чтобы они внимательно слушали ответы друг друга и не повторяли их).
Аналогичным образом обыгрывается большой кружок зеленого цвета.
- Какого цвета этот кружок? (зеленого)
- Зайчику интересно узнать, кого он вам напоминает? (предполагаемые ответы детей: крокодила, лягушку, кузнечика – воспитатель размещает на столе соответствующие игрушки или картинки на магнитной доске)
- Что еще бывает зеленого цвета? (капуста, огурец, елка, трава, листья на деревьях, арбуз, горох – воспитатель также размещает на столе соответствующие игрушки или картинки на магнитной доске)
Если дети затрудняются с ответами, воспитатель так же, как и при «опредмечивании» белого кружка, помогает детям рифмованными подсказками:
• Висят на ветках зеленые монетки (листья).
• Высока и зелена, будет скошена она. Овцы, козы и коровы есть ее всегда готовы (трава).
• В реках Африки живет злой зеленый пароход! Кто б навстречу не поплыл, всех проглотит (крокодил).
• Мягко светятся иголки, хвойный дух идет от (елки). • Зеленая квакушка, а зовут ее (лягушка).
• Прыгает пружинка – зеленая спинка, с травы на былинку, с ветки на тропинку (кузнечик).
• А на этой грядке разыгрались в прятки зеленые хитрецы, молодые (огурцы).
• Сорвала я стручок, надавила на бочок. Он раскрылся. Ах! Ох! Покатился (горох).
• Много платьев, много хруста, как зовут ее (капуста).
• Он большой, как мяч футбольный. Если спелый, все довольны. Так приятен он на вкус, а зовут его (арбуз).
Зайчик хвалит детей за то, что они играли дружно, придумали много интересных ответов на его загадки и внимательно слушали друг друга.
*Поощрение детей, стимулирование познавательной активности.
- Мне тоже понравилась наша игра! А сейчас зайчик приглашает нас пойти в лес – посмотреть на зеленую елочку, лесную красавицу! (звучит музыка П. И. Чайковский «Танец феи Драже» - на ковре стоит игрушечная елка; дети вместе с воспитателем обходят вокруг елочки, рассматривают ее, затем усаживаются рядом).
* На данном этапе НОД решается задача развития эмоциональной отзывчивости детей на средства музыкальной и художественной выразительности.
- Почему так тихо в лесу, не видно ни зеленой травинки, ни зеленого листочка на деревьях (ответы детей: наступила зима)
* Данный проблемный вопрос позволяет активизировать представления детей о сезонных изменениях в природе зимой.
- «Только елочка одна весела и зелена. Видно ей мороз не страшен. Видно смелая она» (отрывок из стихотворения О. Высотской) - Эта елочка волшебная, она может разговаривать (воспитатель выразительно читает стихотворение М. Ивенсена «Елочка» по ролям - за себя и за елочку):
- Елочка, елка, колкая иголка. Где ты выросла?
- В лесу.
- Что ты видела?
- Лису.
- Что в лесу?
- Морозы, голые березы, Волки да медведи
– Вот и все соседи.
- А у нас под Новый год Каждый песенку поет.
Если остается время, воспитатель предлагает детям самим поговорить с елочкой (выразительное чтение стихотворения по ролям). - Давайте вместе спросим елочку: «Елочка, елка, колкая иголка, где ты выросла?» (и т. д.)
*Развивать у детей выразительность речи – выразительное чтение стихотворения по ролям.
3. Подведение итогов
- Вот какую волшебную елочку показал нам зайчик! Понравилось ли вам играть с ним? (да)
- А во что мы играли? (отгадывали загадки – что бывает зеленого и белого цвета, гуляли по зимнему лесу, разговаривали с волшебной елочкой). А сейчас нам пора возвращаться обратно – в детский сад. Давайте пригласим зайчика немного погостить у нас в группе, вы покажите ему наши игрушки (дети с удовольствием соглашаются).
* Воспитывать у детей дружеские чувства, коммуникативные навыки. |