Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность ребёнка слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Если у ребенка недостаточно развит фонематический слух, начинается ряд проблем: он не может отличить парные согласные (твёрдые – мягкие), путает свистящие и шипящие звуки, путает буквы и звуки при обучении грамоте.
При обучении чтению и письму ошибки становятся более явными. Трудности в первую очередь связаны с путаницей звуков, сложностью слияния звуков в слоги, а в дальнейшем и слиянием слогов в слова. Отсюда идёт побуквенное чтение, послоговое чтение и ряд других проблем, а в письменной речи появляются постоянные орфографические ошибки.
В возрасте 4—5 лет дети наиболее чувствительны к развитию фонематического слуха. Проверить фонематический слух вы можете сами: попросите ребенка повторить слоги попарно: СА - ЗА, ГА - КА, БА-ПА, ДА-ТА и т. д. Затем возьмите цепочки слогов состоящих из 3-4 слогов: БА-ПА-БА; ДА-ТА-ДА и т.д.
Следующее задание более сложное и для него потребуются специально подобранные картинки, названия предметов на которых отличаются друг от друга только одним звуком, например: миШка - миСка, Рак - Лак и т. д. В конце можно дать такое задание: я буду называть разные звуки, если услышишь звук (например, С) поймай его, хлопни в ладоши.
Наиболее часто дети путают звуки похожие по звучанию или близкие по способу образования (по произношению). Как правило, это свистящие и шипящие звуки: с-ш, з-ж, ц-ч, с-ц, з-с; соноры: р-л; твёрдые и мягкие: б-бь, з-зь, с-сь, и т. д.; звонкие и глухие: д-т, в-ф и т. д.
Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Помимо предложенных ниже игр и упражнений (по материалам книги А.Г. Арушановой, Е.С. Рычаговой «Игры-занятия со звучащим словом»), предлагаю вашему вниманию авторскую интерактивную презентацию «Звукарик».
Детям, не усвоившим фонематическую систему родного языка, занятия языком иностранным не рекомендуются!
«Какой звук есть во всех словах?»: Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
«Найди себе пару»: Перед ребёнком несколько картинок, он должен подобрать пару, чтобы слова звучали, похоже (например, песок-носок). Как усложнение задания – подобрать рифму самостоятельно.
"Звуковое домино»: Попросите ребенка назвать слово на звук, который был последним в вашем слове (сначала используем картинки). Например, мяЧ – ЧемодаН – НоС – СамоваР – РаК и т.д.) Обращайте внимание на интонационное выделение ребенком последнего и первого звука в слове (мяЧ-Ч-Ч).
«Где звук?»: Нахождение места звука в слове. Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они все это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук находится в середине слова (например, Жук, ноЖ, ноЖницы). Обращайте внимание на интонационное выделение заданного звука в слове (ноЖ-Ж-Жницы).
«Звенит – жужжит»: Дифференциация звуков «з – ж». Если ребёнок слышит в слове звук «3-3-3», то он говорит: «Звенит», если слышит звук «Ж-Ж-Ж», то говорит: «Жужжит». Можно предложить ребенку для дифференциации др. звуки («с-з»): когда услышишь звук «З» , хлопни в ладоши, а когда звук «С» - поднеси палец к губам.
«Телеграф»: Обучение слоговому анализу слова. Ребёнок произносит слова, состоящие из 1, 2, 3-х и более слогов и сопровождает их хлопками по количеству слогов.
«Выбери братца»: Для игры понадобятся предметные картинки, в словах - названиях которых есть твердый и мягкий согласный звук (например, «р» - «рь», «м» - «мь», «с» - «сь», «к» - «кь» и т.д.) – соответственно «старший» и «младший братец». Ребенку необходимо подобрать вначале слова, в которых слышится твердый согласный звук, затем – слова с мягким согласным звуком.
«Придумай слово на заданный звук»: При этом заданный звук может находиться в любой части слова (в начале, в середине, в конце). Можно предложить др. вариант игры – например, «Продуктовый магазин»: назови продукты, в названиях которых есть звук «К» (колбаса, котлета, сок, картошка, кабачок, конфеты и т.д.) или «Кь» (кефир, сосиски, киви, яблоки и т.д.).
«Шутки – минутки»: Вы читаете ребенку строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Ребенок находит ошибку в стихотворении и исправляет её:
- Хвост с узорами, сапоги со шТорами.
- Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин Том.
- За окошком зимний сад, там листочки в Бочках спят.
- Мальчишек радостный народ коньками звучно режет Мёд.
- кОт плывет по океану, кИт из блюдца ест сметану.
- Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: там ползёт зелёный Лук с длинными усами.
- Божья короБка, полети на небо, принеси мне хлеба.
- Мишка плачет и ревет: просит пчел, чтоб дали Лёд. |