Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Предлагаю вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься с ребенком дома.
ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ ДОМАШНЕГО ОБИХОДА
"Разложим по порядку": высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: "Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое - все зеленые". Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка - только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Обязательно доведите работу до конца - этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.
"Выловим из воды": поставьте на поднос две тарелки: слева - глубокую, а справа - мелкую. В глубокую тарелку налейте воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов. Предложите малышу выловить их по одному ложкой и переложить мелкую тарелку. Вначале помогите ему, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку – тремя пальцами. Важно довести упражнение до конца: все предметы перенести в мелкую тарелку, а пролитую воду - собрать губкой.
«Маленький художник»: насыпьте на плотный лист бумаги, на доску или на стекло горстку муки, песка или манки – то есть любой мелкодисперсный (не строительный) материал. Ладонью выровняйте его в плоскость тонким слоем. Предложите ребенку порисовать пальцем на нем. Покажите пример, затем снова засыпьте это место.
- Дайте ребенку миску с фасолью, формочки и плоский пинцет с округлым краем. Предложите ему брать пинцетом из миски фасоль и складывать ее в формочки. Малышу также интересно будет поиграть с пипеткой. Он может набирать пипеткой из стакана воду и капать в разные формочки. Хорошо, если формочки будут разного цвета, тогда можно обратить внимание ребенка, что вода кажется такого же цвета, что и формочка, объяснить, почему нам так кажется: вода прозрачная, и через нее мы видим стенки формочки, а саму воду почти не видим.
- Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает: «Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех". Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.
- Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: "Сильно кусает котенок-глупыш, он думает, это не палец, а мышь. (смена рук.) Но я же играю с тобою, малыш, а будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".
- Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек. Также одними из самых эффективных способов развития мелкой моторики являются игры-шнуровки, различные мозаики, лепка из пластилина. Обычно во время рисования малыши очень крепко сжимают карандаш или ручку. Пальцы потеют и быстро устают. В этом случае нужно сделать упражнения на расслабление. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление - длительным.
"Штанга": предложите ребенку представить, что он поднимает тяжелую штангу. Наклонись, "возьми" ее. Сожми кулаки. Медленно поднимай руки. Они напряжены. Тяжело! Подержи штангу. Бросай ее.
По материалам сайта "Адалин" |