Почему ребенок постоянно говорит «Я не умею!»? Чаще всего за этой фразой прячется страх. Попробуем разобраться, какой именно и что с этим делать.
1) Ребенок боится самостоятельности. Впрочем, не самостоятельности, как таковой, а того, что когда он научится что-то делать, он будет делать это один без вас, изо дня в день, и чем больше он умеет, тем больше поводов остаться без родительского внимания. Что делать?
Необходимо постоянно давать ребенку понять, что ничего подобного не произойдет, что вы всё также будете любить его и проводить с ним достаточно времени, что вашего внимания не станет меньше. Но при этом не перегибайте палку, объясните, что самостоятельность и умение быть самодостаточным (самому играть, читать и т.д.) без родителей – это хорошо и совсем не страшно. Пусть ребенок поработает над чем-нибудь один, но отдохните обязательно вместе. Никогда не снижайте уровень проявления внимания слишком резко.
2) Ребенок боится расстроить или разозлить родителей.
Этот страх обычно возникает у тех детей, чьи родители любят либо поругать, либо поразводить руками с отчаянным «ну как же так» на каждую детскую неудачу. Учитесь реагировать адекватно и помогать ребенку. Проявите терпение!
Если ваш ребенок учится зашнуровывать ботинки, вставайте пораньше и дайте ему возможность перед выходом в садик сделать это самому, а не говорите «как ты всё долго делаешь, неумеха, дай я лучше сам (а)!». В такой обстановке, конечно, лучше сказать «я не умею» и замкнуться, тем более, когда знаешь, что за тебя всё равно сделают, чем стараться и всё равно получить негативную оценку.
3) Ребенку страшно, что не получится
У детей присутствует страх, что он потратит много времени и сил, а результат будет нулевым. Особенно это проявляется тогда, когда нужно научиться чему-то кардинально новому, ребенок просто уверен, что у него не получится.
Возьмите любой пример того, чему ваш малыш уже научился. Покажите ему фотографии или видео, где он еще совсем маленький и даже ходить не умеет, а сейчас о, чудо: и ходит, и бегает, и даже прыгать умеет. А начиналось то всё с ползания, и при первых попытках встать были неизбежные падения, и шишки даже были, но они не стали преградой для такого маленького человечка.
4) Ребенок боится сложных действий
Имеется в виду длинный процесс, состоящий из нескольких навыков. Например для того, чтобы сделать аппликацию нужно уметь и рисовать, и управляться с ножницами и клеем. Возможно, какой-то из шагов вызывает у ребенка затруднения. Постарайтесь разобраться, что именно так отпугивает малыша и «подтяните» ему этот навык.
5) Ребенок сравнивает себя со взрослыми
Взрослые уже всё умеют и всё знают, они такие умные, им так легко всё даётся – список можно продолжать бесконечно. Всё это вводит ребенка в заблуждение, что взрослым ничего делать не надо, а ему – ого-го.
По материалам сайта uznaiki.ru
|