На занятиях по обучению грамоте ребята знакомятся с так называемыми словами-друзьями (учатся подбирать рифмы). Предлагаю вашему вниманию небольшую подборку словесных игр для развития у вашего ребёнка чувства рифмы.
Для привлечения к игре с рифмами можно прочитать отрывок из произведения Н. Носова про Незнайку-поэта или стихотворение Д.Чиарди «Удивительные птицы»:
Удивительные птицы
На улице прохожего
Увидел я вчера,
Он ящик нес, на ящике
Написано «Игра».
Я два квартала шел за ним,
Поверьте, я не вру,
И, наконец, спросил его:
- А как играть в игру?
Он улыбнулся вежливо,
Потом мне отвечал:
- Уверен, что такой игры
Еще ты не встречал.
Две птицы удивительных
Есть в ящике моём.
И, если хочешь, то с тобой
Сыграем мы вдвоем.
А чтобы мы могли начать
Запомнить должен ты,
Что у несхожих этих птиц
Похожие хвосты.
Поймать таких смешных пичуг –
Весьма нелегкий труд,
Недаром люди умные
Их рифмами зовут.
…И в правду, птицы шустрые
Из ящика большого
Вдруг начали вытаскивать
Наверх за словом слово.
Одна достала слово «гвоздь»,
Другая сразу – «гость» и «трость».
Одна достала слово «грусть»,
Другая сразу «Ну и пусть!»
Одна достала слово «слон»,
Другая – «слон» и «телефон».
- Теперь,- сказал мне человек,-
Пора и нам Сыграть.
Я буду доставать слова,
Ты должен рифмовать.
Достал он слово «кочка»,
А я ответил: «Бочка»,
И «строчка» и «сорочка»,
И сразу « два листочка».
И на прощанье «точка».
Мы с ним играли целый час
Похожими словами.
Теперь мы покидаем вас,
И вы играйте сами!
Можно привлекать ребят к подбору рифмованных слов в уже готовом стихотворении:
ПИРОГ (Даниил Хармс)
Я захотел устроить бал –
И я гостей к себе … (позвал)
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый … (пирог).
Пирог, ножи и вилки тут -
Но что-то гости … (не идут).
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек … (откусил).
Потом подвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту … (съел).
Когда же гости подошли,
То даже крошки … (не нашли).
Игра «Добрый слон»
Жил на свете добрый слон.
Сочинял рассказы он.
Книжки добрые писал
И друзьям их раздавал.
В рифмы он любил играть,
Чтоб с друзьями не скучать.
Вот картина, вот…(корзина, машина и т. д.),
Вот ромашка, вот …(букашка, бумажка),
Вот мой домик, вот твой …(томик, сомик),
Вот и пушка, вот и …(мушка, сушка, кружка),
Вот вам пышка, а вот …(книжка, мышка, крышка),
Вот сосед, а вот …(обед, кларнет, винегрет).
Чтоб и нам не скучать,
Будем рифмы подбирать.
(Игра может продолжаться до бесконечности, пока ребёнку не надоест)
Игра «Подарки»
У Мартышки День рождения,
Все приносят поздравления:
Петушок принёс ей пушку,
А лошадка – …( хлопушку, погремушку, вертушку и т.д.).
Белый мишка – шоколад,
А Ежонок -…(мармелад, лимонад и т.д.)
Рифмы-миниатюры
Рифмы-миниатюры - отличный материал для развития у детей слухового внимания, фонематического слуха, языкового чутья. Играя и составляя рифмы, дети учатся правильно согласовывать слова в предложениях, верно употреблять лексико-грамматические конструкции, развивают память и связную речь.
• В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала -…(шишка).
• Живёт в нашем доме Гарик,
У него есть синий…(шарик).
• Капризуля наша Маша,
У неё в тарелке …(каша).
• Стоит в деревне старый дом,
В сети к нам попался -…(сом).
• В библиотеке взяли том,
Зимой ребята лепят -…(ком).
• Очень любят мыши сыр,
В хорошем сыре много -…(дыр).
• Ветер очень сильно дул,
Стоял повсюду страшный …(гул).
• Мама мыла чисто пол,
Папа ждал: когда же…(гол).
• Дымится в миске кашка,
С чаем стоит -…(чашка).
• В огороде вырос лук,
На грядке ползал майский …(жук).
• Было мишке мёду мало,
Пчёлка показала …(жало).
• В малиннике медведь бурчал,
Рядом с ним ручей…(журчал).
• Петрушки зелёной пучок
Прожорливый съел…(жучок).
• Всех хвастливей Таня-крошка,
У неё на шляпе -…(брошка).
• Дежурным Вася в классе был,
Полы он тряпкой чисто…(мыл).
• Жил на свете старый пёс,
Он исправно службу…(нёс).
• У Ильи красивый волос,
И приятный, звонкий…(голос).
• Тёмная настала ночка,
Засыпает моя…(дочка).
• Красивые у кошки лапки-
Пушистые обуты…(тапки).
• Во дворе стоят кусты,
Очень уж они …(густы).
• Возле дома стоит горка-
Ледяная на ней …(корка).
• Убежали с клумбы козы,
Очень уж колючи…(розы).
• Всю сметану слизал кот,
Вытирал он лапой…(рот).
• На столе лежала пышка-
Запах уловила…(мышка).
• Если по парку гуляете детки,
Не надо ломать у кустиков…(ветки).
• Клоун снял смешную кепку,
Посадил дед в сказке…(репку).
• Увидала мышка корку-
Утащила её в …(норку).
|