У каждого человека по-разному развиваются полушария мозга.
Левое полушарие отвечает за логику, аналитические способности, склонность к точным наукам, развитие речи. Оно управляет работой правых конечностей. А правое полушарие обеспечивает хорошее пространственное мышление, творческие способности. Оно связано напрямую с работой левых конечностей.
Также есть люди, которые одинаково хорошо владеют правой и левой рукой, у них нет доминирующего полушария мозга, оба полушария функционируют одинаково. Это амбидекстры — левшы и правшы одновременно.
До пятилетнего возраста можно говорить лишь о предпочтении какой-либо руки у ребёнка, но не о доминантности определённого полушария. Обычно дети младше 5 лет меняют руки в процессе деятельности, когда кушают ложкой, вырезают ножницами, бросают мячик.
Для оценки степени праворукости и леворукости у ребёнка используются несложные тесты
Тест 1. Рисование.
Предложите ребёнку нарисовать то, что он хочет. Дайте ему на это столько времени, сколько нужно и не поторапливайте. Как только ребёнок закончит рисовать, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Если ребЁнок откажется, то ответьте: «Я знаю, что это трудно, но ты постарайся».
Результат теста: обращаем внимание на то, какой рукой ребёнок сам начал рисовать рисунок. И сравниваем, какой рисунок лучше получился. Рисунок ведущей руки с более чёткими и ровными линиями, более пропорционален, меньше дрожания руки, нет разорванных линий. Также посмотрите на поведение ребёнка – какой рукой он рисовал с напряжением, как держал в обоих случаях карандаш. Если рука сильно напряжена, ребёнок держит карандаш или ручку у самого кончика, рука дрожит, напряжены мышцы плеч, рука трудно передвигается по бумаге, линии неровные – это скорее всего не ведущая рука для графических работ. Если рука расслаблена, зажимов нет, движения хорошо скоординированные, в четком ритме, то скорее всего это ведущая рука.
Тест 2. Открывание спичечного коробка.
Дайте ребёнку несколько пустых спичечных коробков. И скажите : «Найди спичку в одной из коробок» (спичка должна быть с обломанным концом). Ребенок будет выполнять задание двумя руками. Но ведущей будет та рука, которой малыш станет открывать и закрывать выдвигающуюся часть коробка.
Тест 3. Построй домик из палочек.
Ведущей рукой в этом тесте считается та рука, которой ребёнок работал более активно.
Тест 4. Игра в мяч.
Возьмите теннисный мячик или любой другой мячик маленького размера, который можно бросать и ловить одной рукой. Положите его на стол перед ребёнком на равном расстоянии от его левой и правой руки. Попросите взять мяч, бросить мячик Вам одной рукой, подкинуть и поймать мяч несколько раз.
Тест 5.
1) Вырезание ножницами силуэта фигуры из любой открытки (зайчик, домик, цветочек и т.п).
Ведущая рука при вырезании ножницами та, которая совершает более активные действия. Например, ребёнок держит ножницы в правой руке, но совершает движения не ножницами, а крутит бумагу вокруг неподвижных ножниц. Бумагу он держит в левой руке. В данном случае получается, что более активная левая рука, хотя ножницы ребёнок держал в правой.
2) Раскладывание карточек лото.
Ребёнок берет все карточки лото (10-15 штук) в одну руку. А затем раскладывает их на столе. Как правило, раскладывает ребёнок ведущей рукой.
Тест 6. Нанизывание бусин/бисера на шнурок/иголку с ниткой.
Не обращаем внимания на то, какой рукой малыш держит шнурок или иголку с ниткой. Для нас главное – та рука, которая выполняет активные движения.
Тест 7. Выполнение вращательных движений – открывание 2-3 пузырьков с завинчивающимися крышками.
Ведущей опять же считается та рука, которая более активна. Например, если ребёнок правой рукой держит крышку, а бутылочку взял в левую руку и при этом крутит не крышку, а бутылку, то ведущая рука – левая, а не правая.
Тест 8. Развязывание узелков.
1) Дайте ребёнку шнур с завязанными несколькими узлами. Шнур должен быть средней толщины. Узлы должны быть завязаны неплотно и легко развязываться. Одной рукой ребенок держит шнур, а другой развязывает. Ведущая рука – та, которая развязывает узел.
2) Если в 1-м варианте малыш действовал обеими руками с одинаковой активностью, то просим его составить цепочку из канцелярских скрепок. Одной рукой ребёнок держит скрепку, а другой пытается присоединить вторую скрепку. Ведущая рука – та, которой он пытается присоединить скрепку.
Тест 9. Построй из кубиков дом, сложи рисунок по образцу.
Ведущая рука чаще берёт кубики, поправляет детали.
Для теста 9 лучше использовать новую для ребёнка мозаику или конструктор и дать конкретное задание – сделать по образцу.
Тест 10. Есть ли в семье левши? Просто отвечаем на этот вопрос «да» или «нет».
Условия проведения данных тестов:
- Тесты проводятся с ребёнком один на один в спокойной обстановке.
- Ребёнку предлагают поиграть или поработать вместе, чтобы он не догадывался об истинной цели заданий.
- Взрослый должен сидеть за столом напротив ребёнка.
- Все предметы для тестов должны быть размещены в центре стола на равном расстоянии от левой и правой руки ребёнка.
- Все предметы для тестирования нужно заранее положить в одну коробку, а по мере надобности доставать их и выкладывать на стол. Коробка с предметами не должна быть видна ребёнку и не должна стоять на столе, на котором проводится тестирование. |