Персональный  сайт  воспитателя
Роговой  Ирины  Валерьевны

Меню сайта
Новости сайта
[20.06.2018][Все новости]
Всероссийский конкурс «Необыкновенные приключения детей, их родителей и педагогов в библиотеке» (0)
[27.05.2018][Все новости]
Всероссийский конкурс детского рисунка "Разноцветные капли" (0)
[29.03.2018][Все новости]
Всероссийская Неделя Детской книги (0)
[07.01.2018][Все новости]
С Рождеством Христовым! (0)
[31.12.2017][Все новости]
С Новым 2018 годом! (0)
Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Неплохо
4. Плохо
Всего ответов: 40
Кнопка моего сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Развиваем ребёнка

Развиваем память у старших дошкольников (5-7 лет)

Память - это процесс выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Память не дана ребёнку в готовом виде. Она складывается и изменяется по мере развития, под влиянием условий жизни, воспитания и обучения. В дошкольном возрасте память от непроизвольной формы переходит к произвольной, сознательно регулируемой. Ребенок принимает цель запомнить, осознает её, начинает самостоятельно её выделять.

 

Проверяем память у ребёнка

Взрослым стоит выяснить: как запоминает ребёнок? Какой объём информации может запомнить? Как долго сохраняется в его памяти эта информация и насколько правильно он сможет повторить то, что запомнил?

Например, для проверки слуховой памяти предложите ребёнку игру «10 слов»ребёнку зачитываются 10 слов. Например: стол, карандаш, мел, рука, дом, парк, часы, яблоко, окно, чашка. Если ребёнок 6 – 7 лет воспроизводит 5 - 6 слов – это говорит о хорошем уровне слуховой механической памяти.

Зрительную память можно проверить предъявив ребёнку 10 картинок. Обычно ребёнок воспроизводит с вашей помощью 7 – 8 предметов из 10.

Долговременная память проверяется так: попросите вашего будущего школьника рассказать какую-нибудь из недавно прочитанных сказок. Если рассказал правильно, всё прекрасно. Если сбивался и путался, значит, нужно потренировать память.
 

Если с ребёнком проводятся специальные занятия, то формирование произвольности запоминания происходит быстрее. Используя различные вспомогательные средства для запоминания, можно развить у малыша опосредованную память, увеличить скорость и объём запоминания.


 

Развитию произвольной и словесно – логической памяти у ребёнка помогут следующие игры и упражнения:
 

Игра «10 картинок»

Ребёнку предлагается рассмотреть 10 предметных картинок, затем они переворачиваются, а ребёнку нужно вспомнить и назвать изображённые предметы.
 

Упражнение «Что изменилось?»

Ребёнку дается следующая инструкция: «Посмотри на картинку и запомни всё, что на ней нарисовано». Ребёнок рассматривает картинку в течение 1 минуты. Затем показывается другая картинка, на которой изменены некоторые детали. Ребёнок должен вспомнить и назвать чем отличаются картинки.
 

Игра на развитие зрительной памяти «Сложи фигуру из палочек»

Разложите перед ребёнком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т. д.). Попросите ребёнка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите повторить, сложить такую же.

Усложнить эту игру можно, складывая фигуру из палочек разного цвета. Ребёнок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.
 

Выкладывание узора из мозаики

Взрослый выкладывает из мозаики цифру или букву, простой узор или какую либо картинку. Затем ребёнок должен по памяти выложить такую же картинку.
 

Выкладывание узоров из геометрических фигур

Ребёнку предлагается рассмотреть узор из геометрических фигур, запомнить их расположение, и через 10 секунд воспроизвести узор по памяти.
 

Игра «Я – фотоаппарат»

Предложите ребёнку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т.д.

Например, ребёнок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на столе. Затем закрывает глаза и перечисляет всё, что ему удалось запомнить.

 

 

Помните: всегда лучше запоминается то, что интересно ребёнку. Поэтому старайтесь придумывать разные игры. Например, играйте с ребёнком в разведчика или детектива.
 

Игра «Я положил в мешок» развивает слуховую память и увеличивает объём памяти. Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоко». Ребёнок повторяет сказанное и добавляет ещё что-нибудь: «Я положил в мешок яблоко и банан». Взрослый повторяет всю фразу и добавляет что - то от себя. И так далее. В этой игре не важно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребёнок развивал в себе способность вспоминать, получать от этого удовольствие. 

 

Упражнение «Запомни пары слов»

Ребёнку зачитываются пары слов, которые он должен постараться запомнить. Например:
1) кукла – играть, курица – яйцо, нож – резать, лошадь – сани, книга – читать, бабочка – муха, солнце – лето, щетка – зубы, мышка – норка, снег – зима, петух – кричать, корова – молоко, лампа – вечер.

2) жук – кресло, перо – вода, очки – ошибка, рыба – пожар, топор – кисель, замок – время, спички – овца, голубь – отец, лепка – трамвай, сапоги – котел, расческа – вечер, кольцо – завод, чашка – море.

Затем зачитывают только первые слова, а ребёнок называет к ним парные.

 

Упражнение «Нарисуй и запомни»

Если ребёнок затрудняется повторить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему, потом вспомнить эти слова. Такой приём позволяет значительно повысить продуктивность запоминания.
 

Упражнение «Каскад слов» развивает объём кратковременной слуховой памяти.

Заранее подготовьте список из 8 – 10 групп слов, которые хорошо знакомы ребёнку. Попросите его повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, ребёнок повторяет обязательно в той же последовательности, три слова и т.д. (интервалы между словами – 1 секунда)

1.Дом

2.Стол, зима

3.Чашка, дорога, окно

4.Школа, снег, книга, мяч

5.Карандаш, мел, гриб, обед, лес

6.Кот, часы, утро, мышь, поле, слон

7.Шкаф, клён, стул, рак, диван, река, малина

То количество слов, которое ребёнок может повторить за вами, есть объём его слуховой кратковременной памяти на слова. Ребёнок 6 -7 лет правильно воспроизводит ряд из 5 – 6 слов.

 

Разучивание стихов

Для развития памяти ребёнка 5 – 6 лет, особенно слуховой, можно рекомендовать заучивание стихотворений. Разучивание стихов следует обязательно сопровождать беседой. Прочитайте ребёнку один раз небольшое стихотворение. Если дошкольник сразу может повторить, то это говорит о высоком уровне памяти. Если требуется менее 10 повторов, то это говорит о хорошей памяти ребёнка.
 

«Расскажи стихи руками или движениями»

Запоминанию стихотворений помогает и такой приём, как использование движений. Взрослый вместе с ребёнком проговаривают текст стихотворения, сопровождая его движениями.
 

Разучивание коротких рассказов

Для развития смысловой памяти ребёнка дошкольного возраста можно воспользоваться упражнением «Воспроизведи рассказ». Зачитайте ребёнку короткий рассказ, затем попросите рассказать прослушанное как можно ближе к тексту. Обязательно обратите внимание на точность воспроизведения, последовательность событий. Очень важно, чтобы ребёнок понял смысл рассказа. Если ребёнок не может пересказать только что прочитанный рассказ, прочитайте ещё раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные детали. Задайте ему вопросы по содержанию рассказа. Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребёнку или с какой – то аналогичной историей (в чём их сходство и различие). Такая беседа значительно активизирует память и мышление ребёнка.

 

В стремлении развивать память ребёнка имейте в виду: независимо от того, хорошая или плохая у него память, перегружать её вредно. Особенно это относится к заучиванию непонятных вещей, которые никогда не придётся использовать на практике, и, следовательно, они будут быстро забыты ребенком – это пустое знание, вызывающее у ребенка лишь беспокойство, напряжение.

 

Выделяйте каждый день 20 - 25 минут для за­нятий с ребёнком. Перед началом занятия создайте положительный эмоциональный настрой. Главное, чтобы ребёнок не воспринимал занятия как наказание, например за разбросанные игрушки, а вы – как ежедневную получасовую каторгу. Если ребёнок по какой-то причине не хочет заниматься, перенесите занятие на более удобное для него время. Если возникают трудности при выполнении задания — помогите ребёнку. Помните, что он не должен терять уверенность в своих силах. Поощряйте не только удачные ответы, но и попытку ребёнка преодолеть трудности. Превратите занятия в весёлую и занимательную игру. Тем самым вы будете поддерживать у ребёнка интерес к занятиям.

 

Сейчас в продаже имеется большое количество различных пособий, книг, раскрасок с занимательными играми и упражнениями, полезными для дошкольников. Такие пособия могут стать помощниками родителям при воспитании и развитии ребёнка, сделать занятия дома более увлекательными.

Категория: Развиваем ребёнка | Добавил: calendula (26.05.2018)
Просмотров: 97 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Добавлено на сайт
[09.06.2018][Здоровье и безопасность]
Уроки безопасности. Защита от посторонних (0)
[01.06.2018][Программы, планы]
Знаменательные даты для планирования работы с детьми летом (0)
[26.05.2018][Общие вопросы воспитания]
Как определить право- или леворукость ребёнка (0)
[26.05.2018][Развиваем ребёнка]
Развиваем память у старших дошкольников (5-7 лет) (0)
[07.05.2018][Общие вопросы воспитания]
Как рассказать ребёнку о Великой Отечественной войне? (0)
Друзья сайта
  • Сообщество uCoz
  • Психологический центр АДАЛИН

  • Персональный сайт воспитателя Роговой Ирины Валерьевны © 2018
    Сайт управляется системой uCoz