Профессиональный стандарт педагога стал обязательным для всех образовательных учреждений с 1 января 2017 года.
Полный текст документа см. на сайте ПРОФСТАНДАРТПЕДАГОГА.РФ.
Работа в детском саду имеет свою неповторимую специфику.
Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования выдвигает следующие требования к необходимым умениям воспитателя:
1)Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилами), продуктивная; конструирование, создание широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства.
2)Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой дошкольной организации.
3)Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения.
4)Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской).
5)Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.
6)Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
ИКТ-компетентность подразумевает использование:
-информации в электронном формате (текст, видео, аудио, анимация, изображение);
-информационных носителей (DVD, CD, флэш-память);
-мультимедиа (игровые компьютерные программы, презентации и др.);
-аудиовизуального оборудования (компьютер, ноутбук, ЖК телевизор, интерактивная доска и др.).
Квалификационные характеристики должностей работников образования гласят, что педагог должен знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием».
Общепользовательская ИКТ-компетентность включает:
- Использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, техники безопасности.
- Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ (в том числе, соблюдение авторского права, недопустимость использования материалов, пропагандирующих насилие, агрессию у детей).
- Видеоаудиофиксацию процессов в окружающем мире и в образовательном процессе (в частности, использование цифровой фото-, видеоаппаратуры и программ редактирования фотографий, видео).
- Клавиатурный ввод.
- Аудио - видеотекстовую коммуникацию (например, обмен опытом с коллегами посредством электронной почты; участие в дистанционных конкурсах – подача заявки, материалов в электронном виде; дистанционном обучении; публикация материалов).
- Навыки поиска в Интернете и базах данных (например, для знакомства с периодикой по дошкольной педагогике, подбора иллюстративных, информационных материалов).
Общепедагогическая ИКТ-компетентность включает использование ИКТ при:
1)Планировании образовательного процесса.
2)Организации образовательного процесса (например, использование мультимедийных презентаций и др. ЭОР - электронных образовательных ресурсов).
3)Организации работы с родителями (просвещение, обсуждение, участие в воспитательно-образовательном процессе) – например консультации на сайте.
4)Подготовке и проведении выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде (например, участие в вебинарах, видеоконференциях, сетевых образовательных проектах, использование программ обмена мгновенными сообщениями – например, Skype).
5)Оценивании качества цифровых образовательных ресурсов (источников сайтов, инструментов – презентаций, программ и т.п.) по отношению к заданным образовательным задачам их использования.
6)Использовании цифровых технологий визуального творчества, в том числе мультипликации, анимации, трехмерной графики. |