Сравнительная характеристика упрямых и капризных детей
УПРЯМЕЦ
![](/_pu/0/s21647716.jpg)
|
КАПРИЗУЛЯ
![](/_pu/0/s21901790.jpg)
|
Любимое выражение: «Я хочу!» Для «упрямца» самое главное — не уступить, настоять на своем. У упрямого ребенка всегда есть мнение, цель, которые он может противопоставить желанию родителей. |
Любимые слова «Я не хочу!» Он предпочитает последовательно отказываться от всего, что ему предлагают родители. Такие дети почти никогда не предлагают своего варианта.
|
Если взрослый махнет на него рукой, он будет только рад |
Стремится добиться еще большего внимания к себе. |
Упрямство ребенка результат требовательности родителей |
Капризы ребенка следствие чрезмерной уступчивости близких. |
Упрямство легче поддается коррекции. Его неправильное поведение — во многом отражение неправильного поведения взрослых. Изменится позиция взрослых — изменится и позиция ребенка. |
Капризы тяжело поддаются коррекции. Изменение поведения взрослых не ведет к исчезновению капризов, а, как правило, наоборот, усиливает их. |
Изменений личности у ребенка в большинстве случаев нет. |
У капризного ребенка формируются крайне неприятные личностные качества. Такой ребенок безынициативен, прилагать усилия к чему-либо, он не умеет. |
Упрямство — это результат «избытка» у ребенка таких качеств, как излишнее самоуважение, самоуверенность, чувство собственного достоинства, мешающих ребенку подчиняться огромному количеству требований и ограничений. |
Капризы— недостаток развития личностных качеств. |
Можно выделить ряд причин детских капризов и упрямства. Ими выступают:
1. Особенности развития психики ребенка: в развитии ребенка наступают определенные периоды, связанные со стремлением самоутвердиться и быть независимым.
2. Смена окружающей обстановки. Когда появляется второй ребенок в семье, малыш начинает чувствовать, что перестал быть единственным, и любовь родителей распространяется на кого-то еще. Он проявляет бурный протест, который выражается во вспышках злости и агрессии. Недостаток любви родителей считается главной причиной бесконечных и беспричинных капризов и непослушания.
3. Различие природных темпераментов детей и родителей. Когда родители предъявляют к своему ребенку требования, выполнение которых он не может обеспечить именно в силу своих врожденных особенностей психики. Даже тихий флегматик начинает капризничать, если родители попытаются разговаривать с ним как с холериком или сангвиником.
4. Ребенка что-то беспокоит, он болен, но сам этого не понимает. Ведь дети не могут передать взрослым, что происходит у них в организме, что у него болит.
5. Привлечение ребенком к себе внимания взрослых. Это такой способ общения ребенка с взрослым, когда ему не хватает родительского общества и их любви. Часто капризы по такой причине встречаются у детей, которых излишне окружают заботой и вниманием. Такие малыши начинают уже злоупотреблять этим на бессознательном уровне.
6. Реакция ребенка на запрет родителей. Капризничая, малыш хочет добиться желаемого: подарка, разрешения гулять или еще чего-то, и когда родители запрещают что-то. В особенности это касается в запрете взрослых на свободу ребенка.
7. Стремление к самоутверждению. Выражается в протесте ребенка против чрезмерной родительской опеки и демонстрировании желания быть самостоятельным. Ребенок должен чувствовать, что ему дают право выбирать самостоятельно, понимают и уважают его.
Как можно преодолеть капризы и упрямство ребенка
-Взрослым необходимо изменить свое поведение, постараться уйти от зависимости от детских капризов. Родители должны быть более твердыми в своей позиции. Ребенок должен понять, что если нет – то это нет, если нельзя –то это нельзя.
-Вместе с этим взрослые должны сформировать у ребенка определенные способы поведения; научить его «желать»что-то определенно конкретное и приложить все усилия, чтобы удовлетворить эти желания; развить в ребенке самостоятельность, ответственность, умение добиваться поставленной цели. Важно показать ребенку, что взрослый делает это с любовью к нему.
-Необходимо разнообразить среду общения ребенка (сверстники, друзья), постараться его увлечь. Когда ему что-то интересно и ребенок занят, он забывает про капризы и упрямства.
-Взрослым следует поощрять самостоятельность ребенка, нужно почаще предлагать ему самому сделать что-то: убрать игрушки или построить «гараж»и поставить туда весь свой транспорт. Самое главное, взрослому вместе с ребенком необходимо радоваться тому, что он сделал сам, чтобы не угас детский интерес к своей деятельности. Всячески нужно поддерживать в капризном ребенке убежденность, что ему очень везет, когда, допустим, ему разрешили самому поставить на стол чашки, полить цветочки, или сделать что-то еще. Чем насыщеннее жизнь ребенка, чем больше он делает все сам, тем меньше сил остается на капризы и упрямство.
-Взрослым не следует кричать на ребенка в момент его капризов. Необходимо себя сдерживать и спокойно объяснить свое решение.
-Взрослым не нужно просто говорить ребенку «нет». Иногда бывает недостаточно объяснить, почему Вы не разрешаете малышу что-либо. Простой пример: ребенок просит какую-нибудь игрушку в магазине, а родители просто говорят «нет». Ребенок начинает плакать или требовать, но получает от родителей раздраженный отказ. Родителям нужно объяснить почему они отказывают. Ребенок гораздо умнее, чем думают о нем его родители, и он вправе знать, почему ему не могут купить эту игрушку.
-Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.
В целом же для того чтобы искоренить упрямство и капризы, взрослым необходимо осознанно изменить в корне свое поведение. Искать источник капризов и упрямства только в ребенке бесполезно. |