В старшем возрасте мы знакомим детей со смыслоразличительной функцией звука, когда слова отличаются друг от друга лишь каким-то одним звуком (дом-сом, врачи-грачи, раки–маки, лев-лес и т.п.). При этом слова заданы в стихотворном тексте и детям несложно догадаться по рифме и смыслу, какой звук «хитрит», какое слово должно быть на самом деле. Это подготавливает детей к овладению звуковым анализом слов, то есть последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку.
Прочитайте ребёнку стишок, в котором «заблудился» звук. При чтении интонационно выделите «заблудившийся звук». Попросите ребёнка назвать неправильный звук, который необходимо «убрать». Какой звук должен быть на его месте? Какое слово в этом случае получается?
На пожелтевшую траву роняет ЛЕВ свою листву.
Синеет море перед нами, летают МАЙКИ над волнами.
На болоте нет дорог, я по КОШКАМ – скок да скок!
Миша дров не напилил, печку КЕПКАМИ топил.
На глазах у детворы КРЫСУ красят маляры.
Закричал охотник: ой, ДВЕРИ гонятся за мной!
Посмотрите-ка, ребятки: РАКИ выросли на грядке.
Тает снег, текут ручьи. На ветвях сидят ВРАЧИ.
Говорят, один рыбак в речке выловил башмак. Но зато ему потом на крючок попался ДОМ.
Мы собирали васильки. На головах у нас ЩЕНКИ.
Жучка БУЛКУ не доела: неохота, надоело…
Сели в ЛОЖКУ и – айда! По реке – туда, сюда…
Гуляли в мороз две Танюши, надвинули ТАПКИ на уши.
К столу мы гостя пригласили, на СТОЛ его мы усадили.
Мы гуляли по дорожке, а вокруг гуляли КОШКИ.
|