Для детей злоумышленник – подозрительный человек в тёмной одежде и маске. Родители должны развенчать этот миф и научить ребёнка отказываться от нежелательного общения. Правильное и уверенное поведение ребёнка в первые секунды общения с незнакомцем снижает вероятность беды на 90 %.
Учите с дошкольниками правила безопасного поведения во время прогулок и игр.
Не делите посторонних на плохих и хороших, подозрительных и нет. Нарисуйте разными цветами три группы людей: первая – родственники, вторая – знакомые взрослые, третья – все остальные. И объясните, как вести себя с каждой категорией. Правила для последней должны быть одинаковые. Общаться нельзя ни с кем из них. Расскажите, что есть закон, которому следуют взрослые. Он гласит: нельзя подходить к чужим детям, дарить им подарки, просить о помощи. Если человек нарушил правило, он либо задумал нехорошее, либо невоспитан, потому лучше держаться от него в стороне.
Вселите в ребёнка уверенность, что у него есть два вида «оружия» от злоумышленников: быстрые ноги и громкий голос. Если незнакомец пытается задержать ребёнка – пора бежать. Причём не домой, а в любое общественное место – аптеку, магазин. Во время прогулки покажите подходящие заведения. Если человек продолжает преследовать – надо кричать: «Помогите, вызовите полицию, я не знаю этого человека». Необходимо выучить фразу наизусть. Если ситуация произошла в подъезде, лучше кричать: «Пожар!». И не забудьте научить ребёнка шуметь в случае необходимости. Многие дети зажаты, ведь они постоянно слышат, что должны вести себя прилично.
Отрабатывайте знания о безопасности на практике. Разыграйте сценку, будто вы курьер и просите ребёнка открыть дверь в квартиру, потом поменяйтесь ролями. Попросите малыша придумать, как визитёр может обмануть и попасть в дом. Так дошкольнику будет проще распознавать злоумышленников. Рассуждения запоминаются лучше инструкций.
СКАЗОЧНЫЕ УРОКИ
«Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка» станут отличными иллюстрациями к разговору об уловках злоумышленников, чтобы попасть в квартиру.
За чтением «Колобка», «Белоснежки и семи гномов» можно обсудить, почему нельзя уходить без спроса и разговаривать с незнакомцами на улице, принимать от них подарки.
Русская народная сказка «Гуси-лебеди» убедит ребёнка в том, что убегать от опасности не стыдно.
«Кот, петух и лиса» продемонстрирует пример правильного поведения: если произошла беда, кричим как можно громче, и помощь придёт.
«Три поросёнка» научит быть предусмотрительным, оценивать обстановку с точки зрения безопасности.
Комментируйте действия героев, указывайте на их ошибки и задавайте ребёнку вопросы. |